Широкий спектр психоактивных эффектов при употреблении пантерного или красного мухомора был по-разному описан участниками экспериментов как депрессивный, седативный — снотворный, психоделический, диссоциативный и бредовый. Иногда прием мухомора красного вызывает парадоксальные эффекты, такие как стимуляция. Также могут возникнуть перцептивные явления, такие как синестезия, макропсия и микропсия. Последние два эффекта могут возникать одновременно или поочередно как часть синдрома Алисы в стране чудес, также известного как дисметропсия, наряду с сопутствующими искажениями пелопсией и телеопсией. Некоторые пользователи сообщают о осознанном сновидении под действием мухоморов. В отличие от Psilocybe cubensis, Мухомор красный не может быть выращен в коммерческих целях из-за его микоризной связи с корнями деревьев. Однако после того, как в 2006 году в Соединенном Королевстве были объявлены вне закона грибы псилоцибина, продажи все еще легального мухомора начали расти.
Но давайте разберемся сразу, мухомор – это наркотик или энтеоген. Мало того, что при его употреблении следует тщательно соблюдать дозировку, так еще и трип после приема мухомора не всем придется по вкусу. В конце концов, красный мухомор – это не инструмент для наркотических утех, не приятный галлюциноген, а серьезный препарат, который используют шаманы – люди, умудренные опытом.
Профессор Мария Гимбутиене, известный литовский историк, доложила Р. Гордону Вассону об использовании мухомора в Литве. В отдаленных районах Литвы мухомор употреблялся на свадьбах, при этом грибы смешивались с водкой. Профессор также сообщил, что литовцы экспортировали мухоморы для саамов на Крайнем Севере для использования в шаманских ритуалах. Празднества в Литве — единственный отчет, который Уоссон получил от употребления мухомора для религиозного использования в Восточной Европе.
Практика использования мухоморов в Сибири
Мухомор обыкновенный широко использовался в качестве энтеогена многими коренными народами Сибири. Употребление мухоморов было известно почти всем народам Западной Сибири и Дальнего Востока. Имеются лишь единичные сообщения об использовании мухоморов среди тунгусских и тюркских народов Центральной Сибири, и считается, что в целом энтеогенное применение этими народами не практиковалось. В Западной Сибири употребление мухомора было ограничено шаманами, которые использовали его в качестве альтернативного метода достижения состояния транса. (Обычно сибирские шаманы достигают транса путем длительного игры на барабанах и танцах.) В восточной Сибири мухомор использовался как шаманами, так и мирянами, и использовался как для отдыха, так и для религии. В Восточной Сибири шаман ел грибы, а другие пили его мочу. Эта моча, все еще содержащая психоактивные элементы, может быть более мощной, чем грибы Мухомора, с меньшим количеством негативных эффектов, таких как потоотделение и подергивание, что позволяет предположить, что первоначальный пользователь может выступать в качестве фильтра для других компонентов в грибе.
У коряков восточной Сибири есть история о мухоморе (wapaq), который позволил Большому Ворону нести кита к себе домой. В этой истории божество Вахийнин («Существование») плюнуло на землю, и его плевок стал вапаком, а его слюна стала бородавками. Испытав силу вапака, Ворон был так взволнован, что велел ему расти вечно на земле, чтобы его дети, люди, могли учиться у него. Среди коряков в одном сообщении говорилось, что бедные будут потреблять мочу богатых, которые могут позволить себе купить мухоморы.
Употребление грибов у других народов
Финский историк Т.И. Итконен упоминает, что мухоморы когда-то использовались среди народа саами: колдуны в Инари потребляли грибы с семью точками. В 1979 году Саид Голам Мохтар и Хартмут Гиркен опубликовали статью, в которой утверждают, что обнаружили традицию использования этого гриба в лечебных и рекреационных целях среди говорящих на параки народов в Афганистане. Есть также неподтвержденные сообщения о религиозном использовании мухомора среди двух племен коренных американцев Субарктики. Этноботаник Keewaydinoquay Peschel, по национальности – оджибва, сообщила о том, что грибы использовались среди ее народности, где они назывались миксведо. [Эта информация была с энтузиазмом воспринята Уоссоном, хотя доказательства из других источников отсутствовали.
Значение мухомора для викингов
Идея о том, что викинги использовали муроморы для производства ярости берсерка, была впервые предложена шведским профессором Самуэлем Одманом в 1784 году. Одман основывал свои теории на сообщениях об использовании мухомора среди сибирских шаманов. Это понятие стало широко распространенным с 19-го века, но ни один современный источник не упоминает это использование или что-либо подобное в их описании берсеркеров. Мусимол, как правило, является легким релаксантом, но он может вызывать различные реакции в группе людей. Вполне возможно, что это может разозлить человека или заставить его быть «очень веселым или грустным, прыгать, танцевать, петь или поддаваться сильному испугу».