Мухомор вонючий: помощь при отравлении

Мухомо́р воню́чий, или белая поганка (лат. Amanita virosa)

Amanita virosa (Мухомор вонючий, белая поганка) — широко известный в Европе под именем destroying angel (ангел-разрушитель), представляет собой смертельно ядовитый гриб базидиомицетов, один из многих в роду Amanita. Встречаясь в Европе, этот мухомор ассоциируется с различными лиственными и хвойными деревьями. Крупные плодовые тела (то есть грибы) появляются летом и осенью. Шляпка , ножка и пластинки белого цвета.

Незрелые экземпляры мухомора вонючего напоминают несколько съедобных видов, обычно потребляемых человеком, что увеличивает риск случайного отравления. Маленькие экземпляры могут быть похожи на обычный шампиньон двуспоровый для неспециалистов, при этом для убийства взрослого человека достаточно всего одной шляпки мухомора. Симптомы отравления появляются, как правило, спустя несколько часов, что делает этот гриб еще более проблематичным. Мухомор вонючий является одним из самых ядовитых из всех известных ядовитых грибов; его основной токсичный компонент α-аманитин повреждает печень и почки, обычно со смертельным исходом.

Мухомор вонючий: описание

Ядовитый мухомор вонючий изначально появляется как гриб в форме белого яйца, покрытый вуалью. По мере роста гриб освобождается, хотя на краях шляпки могут быть рваные пятна вуали. Шляпка изначально коническая с загнутыми внутрь краями, прежде чем стать полусферической и уплощенной с диаметром до 12 см. Пластинки гриба свободные белые, как и ножка, и волва. Тонкая ножка высотой до 15 см с подвесным рифленым кольцом. Споры яйцевидные, конические, длиной 7–10 мкм. Они окрашиваются в синий цвет йодом. Мякоть белая, со вкусом, напоминающим редис, и становится ярко-желтой с гидроксидом натрия.

Особую опасность для грибников представляет незрелая форма этого гриба, так как она напоминает съедобные грибы шампиньоны и дождевики. До момента, как шляпка открылась и стали видны пластинки.

Лечение при отравлении

Потребление этих мухоморов требует применения неотложной медицинской помощи, в том числе госпитализации. Существует четыре основных категории терапии отравления: предварительная медицинская помощь, поддерживающие меры, специфические методы лечения и трансплантация печени.

Предварительная помощь заключается в дезактивации желудка с помощью активированного угля или промывания желудка. Однако из-за задержки между приемом внутрь и появлением первых симптомов отравления пациенты обычно приезжают на лечение через много часов после приема, что потенциально снижает эффективность этих вмешательств. Вспомогательные меры направлены на лечение дегидратации, которая возникает в результате потери жидкости во время желудочно-кишечной фазы интоксикации и коррекции метаболического ацидоза, гипогликемии, электролитного дисбаланса и нарушения коагуляции.

Нет определенного противоядия от отравления аматоксином, но было показано, что некоторые конкретные методы лечения улучшают выживаемость. Сообщалось, что высокие дозы непрерывного внутривенного введения пенициллина G полезны, хотя точный механизм неизвестен, испытания с цефалоспоринами также показывают многообещающие результаты. Существуют некоторые свидетельства того, что внутривенный силибинин, экстракт из расторопши (Silybum marianum ), может быть полезен для уменьшения последствий отравления бледной поганкой. Силибинин предотвращает поглощение аматоксинов гепатоцитамитем, тем самым защищая неповрежденную печеночную ткань; он также стимулирует ДНК-зависимые РНК-полимеразы, что приводит к увеличению синтеза РНК. N-ацетилцистеин показал себя многообещающим в сочетании с другими методами лечения. Исследования на животных показывают, что аматоксины истощают глютатион печени; N-ацетилцистеин служит предшественником глутатиона и поэтому может предотвращать снижение уровня глутатиона и последующее повреждение печени. Ни один из используемых антидотов не прошел проспективных рандомизированных клинических испытаний. Силибинин и N-ацетилцистеин являются наиболее эффективными препаратами. Повторные дозы активированного угля могут быть полезны, поглощая любые токсины, которые возвращаются в желудочно-кишечный тракт после энтерогепатической циркуляции. Другие методы повышения выведения токсинов были также опробованы; такие методы, как гемодиализ, гемоперфузия, плазмаферез, и перитонеальный диализ, иногда приводили к успеху, но в целом не улучшают исход.

У пациентов с печеночной недостаточностью пересадка печени часто является единственным способом предотвращения смерти. Пересадки печени стали общепризнанным вариантом при отравлении аматоксинами. Это сложная проблема, однако, поскольку сами трансплантаты могут иметь значительные осложнения и смертность; пациентам требуется длительная иммуносупрессия для поддержания трансплантата. В этом случае была проведена переоценка таких критериев, как появление симптомов, протромбиновое время (PTT), билирубин в сыворотке крови и наличие энцефалопатии для определения того, в какой момент трансплантат становится необходимым для выживания. Данные свидетельствуют о том, что, хотя показатели выживаемости улучшились при современном медицинском лечении, у пациентов с отравлением от умеренной до тяжелой степени до половины из тех, кто выздоровел, страдали постоянным повреждением печени. Однако последующее исследование показало, что большинство выживших полностью выздоравливают без каких-либо последствий, если их лечить в течение 36 часов после приема грибов.

Опубликовано